Моделирование одежды – творческий и увлекательный процесс. На обучении Вас познакомят с действительно уникальными способами конструирования различных вещей. Вы будете создавать одежду, которая отличается удобством, идеальной посадкой, оригинальными фасонами.

Конструирование и моделирование одежды.

Процесс изготовления одежды увлекателен, и каждый из нас может найти в нем много интересного для себя. Чтобы изготовить предметы гардероба, применяются конструирование и моделирование одежды.

Процесс создания одежды.

Вначала одежда моделируется, а конструирование одежды является вторым этапом в ее создании. Этот процесс позволяет составить чертеж будущего изделия и изготовить лекала, по которым будет происходить раскрой. Лекала представляют собой шаблоны деталей одежды, которые выполняются из картона, бумаги, пленки, обоев и других материалов. Существуют различия в конструировании одежды для массового и индивидуального пошива. При массовом пошиве предъявляются такие требования: одежда должна изготавливаться по точному расчету, лекала должны быть правильными. Конструирование мужской одежды предполагает, что изготовленная продукция будет хорошо сидеть на теле, будет комфортной при носке и за ней будет легко ухаживать, она будет хорошо сидеть на фигуре человека.

Моделирование.

Основой изготовления качественных швейных изделий является моделирование. Это искусство, которое требует специальных познаний, и многие стремятся его освоить. Конструирование и моделирование одежды непосредственно работает с внешним видом человека. Не секрет, что с помощью правильно подобранного костюма можно значительно изменить восприятие личности. Моделирование начинается с подготовки. На этом этапе художник-модельер решает, кто будет носить эту модель одежды, для чего она предназначена, какие материалы будут использоваться для ее изготовления. Определившись с ответами на эти вопросы, художник создает эскиз. Ко всем эскизам существуют определенные требования. Это четкость и законченность, полное воплощение художественного замысла. Также, если модель будет производиться в условиях швейного предприятия, есть смысл выяснить, насколько рентабельно будет ее производить. А уже после этого начинается конструирование одежды. Такова последовательность творческого процесса.

Методы конструирования одежды.

Творческий процесс создания одежды имеет глубокие корни. Известно, что конструирование одежды имеет многовековую историю, и на протяжении столетий разрабатывались разные его методы. Существуют две большие группы методов конструирования одежды: приближенные и инженерные. Приближенные методы тоже могут быть разными. Самыми старинными из них считаются муляжные, когда измерения производятся на фигуре человека или с помощью манекена. Надо сказать, что конструирование одежды в привычном нам понимании стало складываться только в двадцатом веке, до этого точных измерений для посадки на фигуре просто не существовало. Одежда создавалась с помощью складок и сгибов. Методы конструирования одежды получили свое развитие в начале девятнадцатого века, когда лондонский закройщик Мишель придумал первую «сетку» для чертежей одежды. Он применил принцип масштаба: исходный рисунок делился на клетки с одинаковой стороной, и по желанию его можно было увеличивать или уменьшать. В 1840 году возникла известная система кроя Г. А. Мюллера, который использовал для построения чертежа принцип сферической тригонометрии. В 1959 году конструирование и моделирование одежды изучала центральная опытно-техническая швейная лаборатория, которая и применяла расчетно-аналитический метод. Недостаток его состоит в том, что графические построения в нем громоздкие, точность построения основы относительная, сложно выбирать прибавки на свободное облегание.

Современные методы конструирования.

В последние годы все большее распространение получают инженерные методы. Многие считают, что в будущем все измерения будут проводиться с помощью 3D манекена. Такой метод будет включать в себя метод развертывающихся поверхностей, метод секущихся поверхностей, метод триангуляции. Сейчас для конструирования одежды широко используется система автоматизированного производства (САПР). Она основывается на методиках, которые в свое время разработал Михаэль Мюллер, известный немецкий портной. Сейчас используется также система кроя Любакс, которая предполагает визуальное измерение фигуры перед построением выкройки.

Конструирование детской одежды.

Детская одежда конструируется по тому же принципу, что и одежда для взрослых, но она требует познаний в сфере физического и психологического развития ребенка. В разработке концепции детской одежды принимают участие не только художники и модельеры, но и врачи-педиатры, воспитатели и учителя. При моделировании и конструировании детской одежды большое значение имеет соотношение разных частей тела ребенка. Поэтому всех детей, для которых создается одежда, условно делят на пять групп. Это ясельная группа (возраст до 3 лет), дошкольная группа (до шести лет), младшая школьная группа, в которую входят дети от семи до одиннадцати лет, подростковая группа, в которую входят дети от двенадцати до пятнадцати лет. Есть и юношеская группа, в которую входят дети от шестнадцати до восемнадцати лет. К детской одежде есть целый ряд требований. Она должна согревать в холод и охлаждать в жару, должна защищать от непогоды. В связи с тем, что дети быстро изнашивают одежду, рекомендуется шить ее из недорогих материалов. Для создания детского костюма часто используется народное творчество, это неиссякаемый источник вдохновения для мастеров-модельеров.

Лекала как единица измерения.

Главной единицей измерения в моделировании и конструировании считается лекало, они бывают следующих видов:

Лекала-оригиналы, контрольные и рабочие.

Основой создания любого костюма является базовое лекало. Опытный специалист может по первому взгляду определить фирму-производителя одежды, учитывая качество базового лекала. Лекала создаются с учетом всех особенностей человеческой фигуры. Сейчас при создании лекал специалисты обращаются к современным технологиям, в особенности к компьютерам. Использование компьютеров при изготовлении лекал имеет свои преимущества. Так, это возможность точно приспособить лекала к особенностям той или иной фигуры, это возможность показать результат работы клиенту на любом этапе. Такой вид лекала можно использовать гораздо дольше, чем бумажные, они не изнашиваются и не подлежат замене. Лекало, изготовленное в электронном виде, дает возможность проводить виртуальную раскладку материала на ткани, что может упростить процесс раскроя.

Изучаем приемы моделирования одежды от А. Корфиати.

Для того, чтобы процесс моделирования одежды стал вам понятен, необходимо усвоить основные принципы изменения, которые можно производить с выкройкой основой для получения необходимого вам результата.

Поговорим о вытачках, точнее о таких приемах моделирования, как перенос вытачки.  Во-первых, что же такое вытачка и зачем она нужна. Фигура человека - трехмерна, обладает некими округлостями, пытаясь приладить к ней отрез ткани, чтобы создать одеяние, мы видим, что ткань ложится не ровно,  огибая выпуклости на теле. Так вот, вытачки и дают нам возможность, сделать плавный переход от узкого места до места имеющего объем. Вытачка - это излишек ткани, который застрачивают, придавая необходимую форму изделию. 

Основная вытачка - нагрудная, служит для огибания округлости груди, располагается на полочке выкройки-основы от плечевого шва вниз к центру груди. В изделиях нагрудная вытачка может брать свое начало из любого шва полочки (это достигается с помощью конструктивного моделирования и называется переводом вытачки), но конец ее всегда направлен на выпуклость груди. Конечно же, существуют принятые каноны местоположения вытачек - от плечевого шва, от бокового, вытачки из проймы, от талии - вот основные положения вытачки на грудь, но кроме этого каждый дизайнер старается найти новое наиболее удачное, по его мнению, местоположение вытачки, заключает ее в рельеф, или подрез.  Кроме нагрудной есть еще и другие вытачки , плечевая, для придания округлости спинке изделия в области плеча и лопаток, талиевые вытачки - они убирают излишек ткани в области талии и создают плавный переход бедрам.  Важно помнить, что слишком большой раствор вытачки лучше разбить на два, т. е. на две вытачки, это поможет более равномерно распределить ткань и даст возможность правильно обутюжить образовавшуюся слабину в конце вытачки. Поэтому если у вас возникли сомнения по поводу величины раствора, лучше использовать этот прием.  
  Вытачки, также могут быть переоформлены в рельефные швы, которые несут ту же конструктивную функцию, огибать фигуру,повторяя все изгибы, но так же придают эстетический вид изделию. Рельефы могут быть также просто декоративными. Сегодня мы рассмотрим способы переноса вытачки, и разберем наиболее интересные случаи на примерах моделей платьев современных дизайнеров. Овладев техникой переноса вытачек, оформления их в рельеф, вы сможете сами создавать понравившиеся модели одежды. Это совсем не сложно! Итак, приступим. 

Для моделирования нам понадобиться выкройка - основа прилегающего или полуприлегающего силуэта. Как уже упоминалось, вытачку на выпуклость  груди можно расположить к любом шве полочки, единственное условие - ее вершина всегда указывает на высшую точку груди . (Важно ! конец вытачки расположен за 2 см не доходя до центра груди! Т.е. заканчиваем шов стачивания вытачки, сводя его на нет, раньше на 2 см). На рисунке показаны примеры перевода вытачки. 

Способ моделирования рельефов предельно прост, и главное  условие тоже - все рельефные линии проходят через центр, самую выпуклую часть фигуры. ( или вблизи нее). Для моделирования нам понадобится все та же выкройка -основа. Далее алгоритм такой :  на деталь выкройки - основы, в данном случае мы взяли деталь полочки, наносим модельные линии рельефов, следя за тем чтобы линии проходили через ее вершину. Разрезаем по полученным линиям, и совмещая части выкройки получаем требуемые детали. 

Давайте рассмотрим более детально моделирование нагрудной вытачки. К примеру возьмем перевод вытачки в боковой шов. Такое местоположение вытачки является наиболее незаметным в одежде. В данном примере в боковой шов переведена также и вытачка на приталивание, но следует знать, что при большом размере груди , такой вариант неприемлем, т.к. раствор получится слишком большим в платье вытачка на выпуклость груди переведена в боковой шов и оформлена в рельеф.  Моделирование проходит на выкройке - основе прилегающего силуэта.  1 шаг моделирования - наносим рельфную линию, проходящую через центр груди, сделав надрез от вершины талиевой вытачки до вершины нагрудной, закрываем вытачку.  2 шаг - отрезаем боковую часть рельфа. 3 шаг -намечаем декоративную линию шва  согласно эскизу ( фото ).

Рассмотрим перевод вытачки в линию горловины. На платье KarenMillen, нагрудная вытачка переведенная ассиметрично в горловину лодочка смотриться очень эффектно. Размерем моделирование. Нам понадобится полочка выкройки - основы плуприлегающего силуэта, ссылка, вразворот. Для удобства моделирования, закроем нагрудную вытачку с переводом ее вниз к талии.  Наметим новую линию горловины и линии разрезов выкройки, которые совпадают с местоположением будущих складок ( вытачек ), помним, что концы разрезов совпадают с вершинами вытачек ( центрами груди). Повернем детали выкройки так, чтобы новые вытачки открылись в горловину. Все!  Образовавшиеся вытачки можно обработать как показано в красном платье припусками на лицо, а можно в платье VictoriaBeckam FALL 2013 RTW - NYFW, вытачка переведена в отрезной бочок. Как это сделать? Сначала наметим линию бочка, перенесем раствор вытачки на приталивание в шов притачивания бочка к средней части лифа. Деталь бочка нужно отрезать от выкройки. Далее делаем надрез от шва притачивания бочка к вершине нагрудной вытачки и открываем ее раствор в этом месте, просто повернув детали в моделях А - образного силуэта, имеющих фалды по низу, вытачка переведена вниз. Чтобы добится равномерности фалд недостаточно и неверно будет просто расширить изделие по низу за счет боковых швов. Поэтому используется перевод вытачек вниз. 

 

 

 

 

Возьмем выкройку-основу платья целиком, вместе с юбкой, и сделав разрез от линии низа вверх до вершины вытачки раскроем ее, повернув детали выкройки и закрыв предыдущее местоположение вытачки. Дополнительно можно добавить расширение по боковым швам, но не более 10 см.

 

 

Рассмотрим перевод вытачки вбоковой шов и оформление ее в рельеф. И снова на примере платья  VictoriaBeckam. 1 шаг - с помощью надреза соединим вершины талиевой  и нагрудной вытачек. 2 шаг - откроем оба раствора у высшей точки горловине, на месте нагрудной вытачки. Наметим линии рельефа, проходящего через центр груди, и линию декоративного шва, на основании эскиза. 3 шаг-отрезав по линии рельефа, закроем вытачку у высшей точки горловины, она откроется в линии рельефа, наметим модельные линии горловины и проймы. 

 

 

 

Перевод нагрудной вытачки в фантазийный рельеф в платье ElieSaab. Действуем аналогично. Во-первых, намечаем линию отрезного бочка, нагрудную вытачку переводим вниз, к талии.

Далее размечаем линию рельефа, согласно эскизу и отрезав по ней переводим раствор вытачки в линию притачивания бочка, присоединив образовавший кусочек к средней части, см. рисунок в платье Сары Джессики Паркер, вытачка переведена в рельеф от плеча. Здесь все просто - на выкройке-основе полочки наметим линию рельфа, отрежем и соединив детали, получим центральную часть полочки и боковую. На боковой части наметим линию отреза, так как показано на рисунке , в итоге у нас имитация сарафана и топа , надетого внутрь в очаровательном платье американской телеведущей Николь Шерзингер, вытачки на лифе переведены к среднему шву. Моделирование проводится так, с помощью разрезов идущих от середины полочки к вершинам нагрудной и талиевой вытачек, растворы открываются в новом местоположении, далее необходимо выкроить 2 детали переда платья со швом по центру платья. 

 

 

 

 

Наш урок подошел к концу. Надеюсь он был информативен и помог вам разобраться с таким несложным приемом моделирования одежды как перевод вытачки. Удачи вам и творческого настроения!

 

Вернуться на главную страницу